Согласительная комиссия по трудовым спорам

Содержание

Онлайн Инспекция – Деятельность комиссии по трудовым спорам

Согласительная комиссия по трудовым спорам

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.

рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал).

Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей  и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1          В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

 2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов. 

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

 3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.  

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи.  В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена. 

 4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

– адрес проживания заявителя;

– фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

– номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда.

Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/).

В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

– электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы. 

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

– регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

– данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

– сведения о своей должности и периоде работы;

– сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

– пояснения к сложившейся ситуации;

материалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

–           игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

–           отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

–           экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);

–           коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

–           недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

–           не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

–           не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

–           не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Спасибо за внимание и понимание!      

Источник: https://xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai/reminder/240

Комиссия по трудовым спорам

Согласительная комиссия по трудовым спорам

Создание и функционирование комиссии по трудовым спорам (далее — КТС) предусмотрено Трудовым кодексом РФ (далее — ТК РФ) и регламентировано главой 60 ТК РФ.

Согласно ст. 382 ТК РФ КТС — орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. При этом КТС выполняет эту функцию до передачи дела в суд.

В таблице 1 представим отличия КТС от суда.

Этап 1. Высказать инициативу

Коллектив или руководство предприятия должны высказать инициативу создания КТС.

Важные нюансы этого этапа:

• инициативу нужно оформить в виде письменного предложения;

• отдельный работник не обладает правом выражения такой инициативы.

КТС не может быть создана по желанию/предложению одного или нескольких работников[1];

• отказ работодателя в создании КТС может быть расценен как уклонение от участия в переговорах по созданию КТС;

• последствия дальнейших событий во многом зависят от того, кто именно проявил инициативу в создании КТС (схема 1).

Этап 2. Определить состав КТС

Достигнув согласия в создании КТС, представители работников и руководство работодателя приступают к определению количественного и поименного состава КТС, а также к решению организационно-технических вопросов создания этого органа (где будет заседать КТС, режим ее работы, порядок обеспечения мебелью и канцтоварами и т. п.).

Порядок образования КТС урегулирован ст. 384 ТК РФ. Но в законе нет никаких критериев и временных рамок деятельности КТС, поэтому при создании КТС нужно определить срочность или бессрочность ее существования.

При определении состава КТС необходимо учитывать следующее:

• требования к количественному составу КТС законодательно не урегулированы. Но из нижеприведенных требований следует, что количество должно быть четным;

• в КТС должно быть равное количество членов от имени работников и от имени работодателя;

• КТС избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

Этап 3. Разработать Положение о КТС

Положение о КТС разрабатывает и принимает уже избранный состав комиссии. При этом пункты Положения о КТС должны соответствовать требованиям, установленным ст. 387–390 ТК РФ.

В Положении о КТС обязательно нужно предусмотреть следующие моменты:

• порядок действия КТС, режим ее работы;

• порядок созыва заседания КТС;

• правомочность заседаний КТС при отсутствии кого-либо из ее членов;

• разработку положений о председателе и секретаре КТС;

• кворум;

• порядок ликвидации КТС и т. д.

Как работает ктс

КТС рассматривает трудовые споры между работниками и работодателем в рамках одного конкретного предприятия, в котором образована КТС.

Не входят в компетенцию КТС споры:

• с работниками религиозных организаций. Споры между религиозной организацией и ее работниками сразу передаются на рассмотрение суда;

• работниками государственной службы. Споры с госслужащими рассматриваются в судах[2];

• работниками государственной противопожарной службы. Служебный спор рассматривается руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченным руководителем в течение одного месяца, а его решение потом может быть обжаловано в суд[3].

Важные моменты работы КТС:

• КТС рассматривает не все споры и не во всех организациях (см. вышеуказанные ограничения);

• срок для обращения в КТС укороченный — 3 месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права[4]. Для обращения в суд сроки для некоторых споров больше[5]. Конечно, при пропуске срока теоретически возможно его восстановление[6], но на практике это почти никогда не случается[7];

• исходя из совокупного анализа норм главы 60 ТК РФ, можно сделать вывод, что правом и возможностью обращаться в КТС обладает только работник. Работодатель в споре с работником должен обращаться в суд[8];

• срок рассмотрения спора тоже укороченный — 10 дней с даты подачи работником заявления;

• заседание КТС правомочно, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя[9];

• решение принимается простым большинством . Голосование тайное[10];

• порядок рассмотрения спора в КТС во многом схож с судебным процессом. Так, процедура рассмотрения спора в КТС предъявляет практически такие же требования к присутствию сторон. Спор может быть рассмотрен в их отсутствие. Работник-истец может направить вместо себя представителя или написать письменное заявление о рассмотрении спора в отсутствие.

Последствия неявки работника-истца (при отсутствии заявления о рассмотрении в отсутствие, отсутствии представителя) аналогичны процедуре, установленной для судебного порядка рассмотрения.

Первый раз не явился — заседание КТС откладывается на другой день, второй — спор снимается с рассмотрения.

Обратите внимание, что это не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного Трудовым кодексом РФ, или обратиться в суд;

• на заседании КТС ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

 

[1] См., например, Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 22.08.2017 по делу № 33-9494/2017.

Источник: https://www.profiz.ru/kr/3_2019/komissiya_po_trud_sporam/

Трудовые споры: как работает согласительная комиссия

Согласительная комиссия по трудовым спорам

Согласительная комиссия является постоянно действующим органом, создаваемым в организации, ее филиалах и представительствах.

Трудовое законодательство республики основывается на Конституции РК и состоит из Трудового кодекса и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Статья 24 Конституции гласит: «Каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии».

Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы.

То есть каждый гражданин может реализовать предусмотренное Конституцией право в самых разнообразных формах, таких как наемный труд, индивидуальная трудовая деятельность, государственная служба, а право свободного выбора рода деятельности и профессии заключается в свободном волеизъявлении гражданина.

Трудовой спор – это разногласия между работником и работодателем по вопросам применения законодательства о труде, о выполнении условий трудового договора, не урегулированные между работником и работодателем.

С принятием нового Трудового кодекса Республики Казахстан порядок разрешения трудовых споров существенно изменился, поскольку обязательным этапом стало рассмотрение разногласий согласительной комиссией.

Согласительная комиссия является постоянно действующим органом, создаваемым в организации, ее филиалах и представительствах. Согласительная комиссия создается на паритетных началах из равного числа представителей от работодателя и работников.

Согласно пункту 1 статьи 159 Трудового кодекса индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии – судами, за исключением субъектов малого предпринимательства и руководителей исполнительного органа юридического лица.

Следует отметить несколько важных моментов.

В отличие от предыдущего Трудового кодекса, рассмотрение индивидуального трудового спора согласительной комиссией является обязательным, лишь по неурегулированным вопросам либо при неисполнении решения согласительной комиссии спор может быть рассмотрен в судебном порядке.

Данное условие соотносится с пунктом 6 статьи 8 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, из которого следует, что, если законом установлен или договором предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора для определенной категории дел, обращение в суд может быть после соблюдения этого порядка.

Согласительная комиссия рассматривает все виды индивидуальных трудовых споров, кроме споров с руководителями исполнительного органа юридического лица и с работниками субъектов малого предпринимательства.

Поэтому субъекты среднего и крупного предпринимательства, а также филиалы и представительства в обязательном порядке должны создать согласительную комиссию.

Трудовым кодексом предусмотрена, что работодатель и представители работников в письменном соглашении либо в коллективном договоре в отношении согласительной комиссии должны определить:

– количественный состав;

– срок полномочий;

– порядок работы;

– порядок принятия решений и

– вопросы о привлечении посредника в согласительную комиссию.

Кроме того, установлен порядок рассмотрения заявления заинтересованной стороны спора в согласительной комиссии.

Для этого необходимо, чтобы сторона по трудовому договору должна подать заявление, которое подлежит обязательной регистрации согласительной комиссией. Спор должен быть рассмотрен в течение 15 рабочих дней в присутствии самого заявителя либо его уполномоченного представителя. Неурегулирование спора согласительной комиссией в установленный срок является основанием для обращения в суд.

После рассмотрения спора, согласительная комиссия должна в трехдневный срок выдать копию решения обеим сторонам. Решение согласительной комиссии подлежит исполнению в установленный срок, за исключением спора о восстановлении на работе.

При восстановлении работника на прежней должности работодатель должен выплатить работнику среднюю заработную плату за все время отстранения от работы или разницу в заработной плате за время перевода работника на нижеоплачиваемую должность, но не более чем за 6 месяцев.

Трудовым кодексом установлено, что стороны могут обратиться в согласительную комиссию в течение года с момента, когда стороне стало известно либо должно стать известно о нарушении своего права.

Исключениями являются споры о восстановлении на прежнее место работы.

В случае, если работник считает, что его увольнение является незаконным, работник вправе обратиться в согласительную комиссию в течение 1 (одного) месяца со дня вручения копии акта работодателя о прекращении трудового договора.

Если данный вопрос не был урегулирован согласительной комиссией или работодатель отказывается исполнить решение согласительной комиссии, работник может обратиться в суд в течение 2 (двух) месяцев со дня вручения копии решения согласительной комиссии.

Как видно из судебной практики, работодатели не торопятся с созданием согласительной комиссии, если нет потенциального трудового спора.

И только в случае возникновения спора работодатель инициирует создание согласительной комиссии: разрабатывает соглашения и согласовывает его с представителями работников, назначает своих представителей и предлагает работникам выбрать своих представителей для участия в качестве членов согласительной комиссии.

В принципе, любая из сторон трудового договора может подготовить соглашения о создании согласительной комиссии или изменения в коллективный договор (если он был заключен в организации) и направить для согласования и подписания второй стороне.

Согласно Трудовому кодексу представителями работников являются органы профессиональных союзов, их объединений, а при их отсутствии выборные представители, избранные и уполномоченные на общем собрании работников большинством участников, при присутствии на нем не менее двух третей работников.

Для подписания соглашения о создании согласительной комиссии и для участия в ее работе представители работников должны быть избраны на общем собрании работников.

Поэтому каждая организация самостоятельно должен решить данный вопрос индивидуально, исходя из количества работников, своей организационной структуры, наличия коллективного договора или внутренних правил.

Одним из новшеств Трудового кодекса является ежегодное обучение членов согласительной комиссии основам трудового законодательства Республики Казахстан, развитию умения вести переговоры и достижению консенсуса в трудовых спорах.

Судебный порядок рассмотрения дел гарантирует быстрое и правильное разрешение трудовых споров, обеспечивая восстановление нарушенных прав и интересов не только работников, но и работодателей, поскольку судебная защита это надежная и эффективная форма защиты нарушенных прав.

Преимущество судебной защиты состоит в конституционных принципах правосудия, в независимости судей и не связанности суда со спорящими сторонами и участниками дела.

Г.Дуйсенбаев, судья Верховного суда РК

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Источник: https://www.zakon.kz/4842315-trudovye-spory-kak-rabotaet.html

Как образуется комитет по трудовым спорам на предприятии и как туда обратиться

Согласительная комиссия по трудовым спорам

Время от времени на предприятии может возникнуть конфликт.

В некоторых моментах это связано с действиями начальства по отношению к сотрудникам, в других – с действиями работников по отношению к требованиям трудового кодекса или к руководителю.

Для того чтобы решить возникший спор, свою деятельность активизирует комиссия по трудовым спорам. Благодаря её действиям, можно урегулировать отношения между руководством и сотрудниками, отстоять интересы работников или работодателя.

Комиссия по трудовым спорам — что это и для чего это нужно

Деятельность комитета предусматривает как работу с руководством, предотвращая неправомерные действия, или бездействия руководителя, так и работу с сотрудниками, устраняя их некачественную работу или указывая им на отклонения от требований трудового кодекса и договора.

Комиссия по трудовым спорам на предприятии – это специальный орган, созданный с целью разрешения разнообразных трудовых конфликтов.

По факту, комиссия является элементом социального регулирования трудовых отношений и защиты граждан от нерадивых работодателей.

Трудовым кодексом не оговорены хронологические рамки действия этого органа, а потому — комиссия может созываться как единожды — для решения конфликта, так и регулярно — для разрешения нескольких споров.

Создание комиссии инициируется:

  • работниками предприятия,
  • желанием руководства.

В первом случае это будет обосновано желанием сотрудников получить защиту от неправомерных действий руководителя. Во втором случае — стремлением начальства иметь рычаг давления на недобросовестных подчинённых.

В некоторых ситуациях сотрудники не оказывают желание создать комиссию по трудовым вопросам. Это объясняется рядом причин:

  1. Страх перед работодателем, нежелание потерять своё рабочее место.
  2. Мнение о том, что организация не предоставляет надёжную защиту.
  3. Боязнь испортить отношения с коллегами.

Нежелание создавать комиссию со стороны сотрудников не может быть причиной штрафов или каких-либо других наказаний.

В то же время, препятствование руководителем делу создания комитета рабочих рассматривается как нарушение — такие действия начальства могут быть обжалованы в вышестоящих инстанциях.

Этапы формирования

Процесс создания комиссии по трудовым спорам занимает несколько этапов. Для того чтобы его запустить, работнику необходимо письменно обратиться к своему руководителю, соблюдая требования 384 статьи Трудового кодекса (ТК РФ).

После этого происходит формирование состава комиссии. Кандидаты на должности её членов могут быть как поддержаны работниками организации, так и опровергнуты. Членство в комиссии — добровольное дело. Невозможно заставить работника выполнять эту общественную функцию против его желания.

Дальше происходит документальная фиксация создания нового органа управления. Для этого создают приказ о создании комиссии по трудовым спорам. Выполняется он на специальном бланке, а при его отсутствии — на листе формата А4 по утверждённому образцу.

Обязательными реквизитами приказа являются:

  • герб государства (для государственных учреждений) или эмблема компании;
  • порядковый номер регистрации в журнале;
  • причина создания;
  • дата создания документа;
  • дата подписания руководителем предприятия;
  • точное название предприятия.

ТК РФ комиссия по трудовым спорам (КТС) регламентируется по всем вопросам. Если деятельность этого органа на предприятии вызвало конфликтную ситуацию, ликвидировать комиссию возможно только по заявлениям лиц, которые являлись инициаторами её создания.

Состав комиссии составляет обычно 15 человек, но может быть и больше. Все они включаются путём коллективного ания.

Комиссия обязательно избирает из состава своих членов ответственных лиц с определённым функционалом:

  1. Председатель.
  2. Заместитель.
  3. Секретарь.
  4. Представители работодателя.

Как правило, на эти должности выбирают лиц, имеющих юридическое образование или опыт работы не меньше года в данной сфере.

Выбор председателя осуществляется также с помощью ания. Именно он регулирует все процессы работы комиссии. Без его участия не может происходить решение трудовых споров. Своей подписью он подтверждает подлинность и достоверность результатов заседания.

Заместитель выполняет функции председателя за время его отсутствия — производит контроль работы, принимает участие в процессе рассмотрения спора.

Секретарь выполняет не менее важную роль в организации — на его плечи ложится ответственность по принятию и регистрации документов. Он ведёт протокол заседания, всю документацию комиссии.

Работодатель назначает ряд представителей своих интересов в комиссии. Эти должности не являются выборными – руководитель определяет таких людей по своему усмотрению. Они будут присутствовать на каждом заседании с правом голоса.

Как обратиться в комиссию по трудовым спорам

Комиссия не заседает каждый день. Её члены в свободное от несения таких факультативных обязанностей, выполняют задачи согласно своим контрактам. Поэтому только написание заявления в КТС активирует деятельность этого органа.

Документ может быть написанным от руки или напечатанным. Но в любом случае он должен соответствовать государственному образцу. Структура его имеет каноническую форму.

К обязательным составляющим заявления относят:

  • «шапку» документа;
  • изложение сути проблемы;
  • приложение документов, подтверждающих незаконность обжалуемых действий;
  • подпись и дату.

В «шапке» заявления должна содержаться информация о заявителе (Ф.И.О., паспортные данные) и его контакты (адрес, телефон). После этого необходимо посередине листа указать слово «Заявление».

Дальше, с абзаца необходимо рассказать о причинах обращения (каким образом и когда произошли нарушения трудового договора, кто принимал в этой процедуре участие). Излагать нужно последовательно, не отвлекаясь на неважные детали. Другим необходимым условием заявления такого типа является указание требований — что хочет получить заявитель в результате заявления и разбирательства.

Существуют правила оформления приложений. Если таких документов несколько – они могут быть перечислены в заявлении, а также пронумерованы.

Документ должен быть составлен в двух экземплярах. Один из них отдаётся в комиссию, второй остаётся на руках у заявителя. На втором экземпляре в обязательном порядке должна быть проставлена пометка о принятии на рассмотрение. В противном случае есть большой риск утраты документа и оставления проблемы без рассмотрения.

Комиссия по трудовым спорам и руководитель организации должны ознакомиться с поданным заявлением. Эта обязательная процедура должна быть соблюдена.

Для положительного исхода решения комиссии, пострадавшая часть обязана представить доказательства.

К доказательствам относятся:

  • аудио и видеозаписи;
  • электронная переписка;
  • ксерокопия трудового договора;
  • фотографии, карты, планы;
  • ксерокопии документов внутреннего распорядка (наказы, акты).

Если в качестве доказательств используются видео и аудиоматериалы, имеющаяся на записях устная речь должна быть оформлена и в письменном виде.

Электронная переписка является доказательством только в том случае, если она была заверена нотариально и проводилась в рамках корпоративной почты.

Все представленные аргументы должны соответствовать теме заявления и являться прямыми доказательствами неправомерной деятельности или бездействия должностного лица.

Полномочия и компетенция

Комиссия по трудовым спорам вправе решать многие конфликтные ситуации, но также имеет табу на определённые вопросы.

В юрисдикции комиссии не относятся:

  • темы назначения пенсии;
  • конфликты о трудовом стаже;
  • вопросы о выплате командировочных и отпускных;
  • споры о размере ставки;
  • вопросы о норме выработки.

Такого рода споры регулируются с помощью органов судебной власти.

Обратиться в комитет по трудовым спорам можно в течение 30 календарных дней с момента совершения нарушения.

В свою очередь, члены комиссии обязуются рассмотреть заявление и материалы к нему за 10 рабочих дней. Отсчёт происходит с начала даты подачи документов. В том случае, если последний день, предназначенный для рассмотрения, приходится на праздник или выходной, сроки продлеваются до первого рабочего дня.

Заявление не может быть принято к рассмотрению любым членом комиссии – это должно быть только уполномоченное лицо с правом регистрации документов.

Порядок рассмотрения

Рассмотрение конфликта происходит в несколько этапов. Каждый из них регламентируется соответствующими нормами законодательства.

Периоды рассмотрения:

  • написание заявления;
  • сбор необходимой документации;
  • сбор доказательств;
  • оформление документации;
  • предоставление материалов в комиссию;
  • ожидание результатов.

Участники конфликта имеют право вносить дополнительные доказательства, опровергать оппонента, попросить членов комиссии предоставить время для сбора аргументов или привлечь независимых специалистов или создать дополнительную инспекцию.

Помимо этого, каждый из участников спора может попросить временно заменить члена комиссии.

Причины для отвода члена трудовой комиссии:

  • личная неприязнь к одному из членов спора;
  • дружеские отношения по отношению к участнику трудового конфликта;
  • некомпетентность в данном вопросе;
  • заинтересованность в определённом исходе дела.

Решение комиссии

Процедура вынесения решения комиссии предусматривает принятия результата сроком в 5 дней после заседания.

Процесс проходит в форме ания, а результат определяется большинством .

Комиссия обязуется предоставить её решение в письменном виде обеим сторонам трудового конфликта.

В силу этого решение вступает в месячный срок. Возможны также исключения, если дело касалось выплаты денежных средств и есть необходимость совершить возмещение в ближайший срок.

Обжалование решения

Если комиссия некачественно выполняет свою работу или не соблюдает хронологические рамки рассмотрения, работник имеет право перенести рассмотрение индивидуальной конфликтной ситуации на более высокий уровень в судебном порядке.

При этом следует учесть, что порядок рассмотрения трудовым комитетом не является обязательным этапом решения спора – он может быть успешно пропущен.

Предусмотрена также процедура, при которой трудовой конфликт может рассматриваться в двух инстанциях одновременно – в суде и в комитете.

В том случае, если сотрудник несогласен с вынесенным решением комитета, он в течение 10 дней может обжаловать его в суде.

Помимо решения комитета, работнику также необходимо будет добрать аргументационную базу. Особое внимание необходимо уделить ксерокопиям документов – они должны быть заверены и доказана их подлинность. В случае невозможности удостоверить ксерокопии, необходимо предоставить оригиналы.

Протокол и печать КТС

Протокол повествует о ходе развития заседания. В его составе должна быть информация об участниках процесса с указанием повестки дня и этапах рассмотрения дела.

Также в протоколе фиксируются все выступления и высказывания обсуждений. В заключительной его части размещена информация о результатах и принятом решении. Эта информация должна быть заверена подписью председателя и секретаря. Должна быть указана дата заседания.

Для фиксации законности и достоверности информации, наряду с подписью председателя используется печать.

Она может быть двух видов:

  • стандартная печать предприятия;
  • созданная специально для комиссии.

Второй вид печати содержит в себе название организации, его реквизиты, а также маркировку КТС.

Удостоверение КТС

Удостоверение КТС – документ, который позволяет обжаловать решение комиссии или притянуть к ответственности сторону, отказавшуюся выполнять её решение. Проходит эта процедура в судебном порядке. Актуальной она остаётся в течение трёх месяцев.

Таким образом, трудовой процесс не всегда проходит гладко. Время от времени происходят нарушения в работе или возникает спор между участниками коллектива. В некоторых случаях спор может решиться самими участниками, в других, такая процедура оказывается невозможной.

В таких случаях в работу «включается» комиссия по трудовым спорам. С помощью этой организации можно урегулировать конфликтные моменты, а также прийти к истине в трудовом споре.

Источник: https://tvoeip.ru/kadry/spory/komissiya-po-trudovym

Комиссия по трудовым спорам на предприятии – порядок рассмотрения жалоб работников

Согласительная комиссия по трудовым спорам

Рано или поздно между работодателем и работником может возникнуть конфликт. Споры могут возникнуть по причине невыполнения сторонами пунктов трудового договора.

Такие вопросы решаются комиссией по трудовым спорам, создаваемой по инициативе работника или работодателя. Ниже рассмотрен порядок работы данной комиссии, правила составления и подачи заявления, а также обжалования решения КТС.

Кроме того, у работника есть выбор способа защиты своих прав, и кроме комиссии он может реализовать их через трудовую инспекцию или через суд.

Положения о КТС

Комиссией по трудовым спорам признается коллегиальный орган, созданный на паритетных началах.

Она решает индивидуальные спорные вопросы, возникающие в ходе трудовых отношений, тем самым являясь гарантом защиты трудовых прав.

Важно обратить внимание на то, что некоторые виды споров решаются исключительно в судебном порядке (вопросы восстановления уволенного работника, процессы с участием прокурора и т.д.).

По инициативе работника назначается путем избрания членов комиссии на общем собрании. Представители работодателя назначаются непосредственно самим руководителем организации (или работодателем-ИП).

Внимание! Такие комиссии не являются обязательным органом для трудового процесса. Они создаются исходя из желания сторон трудового договора и при невозможности решить спор без помощи остальных участников трудовых правоотношений.

Нормативное регулирование

Комиссии посвящена большая часть главы 60 ТК РФ. Все вопросы, связанные с ней, регулируются ст. 382-390. Они включают в себя способы создания комиссии, организацию ее работы, сроки подачи обращения, его рассмотрение, обжалование решения КТС.

Комиссия по трудовым спорам на предприятии

Для полноценной работы комиссии и ее законодательной обоснованности, руководителем организации и представительным органом работников создается локальный акт, включающий в себя положения о работе КТС. В нем прописываются основные вопросы по организации работы комиссии, ее состав, техническое обеспечение, компетенции и ликвидация органа.

Акт подписывается всеми членами комиссии (представителями от работников и работодателя).

Обратите внимание, комиссия может быть создана как на предприятии в целом, так и в его структурных подразделениях. В последнем случае круг полномочий будет несколько сужен, ограничен рамками подразделения.

Порядок созыва и работы КТС: пошаговая инструкция

При невозможности урегулировать спор иным путем, работник подает заявление в комиссию по предмету спора. Круг вопросов, которые могут быть решены КТС, указан в Положении о ней. Поэтому работнику важно изучить данный локальный акт прежде, чем составлять заявление. Возможно, для решения конкретно его вопроса, необходимо будет составить исковое заявление в суд.

Срок обращения работников в комиссию по трудовым спорам

Он установлен ст. 386. У работника есть три месяца со дня нарушения его трудовых прав на то, чтобы написать заявление, подкрепив его фактическими обстоятельствами дела, и подать его в комиссию.

При пропуске срока по уважительной причине, комиссия все равно рассмотрит спор, предварительно восстановив срок.

Компетенция КТС

В круг решаемых комиссией задач входят следующие полномочия:

  • принятие заявления от работника;
  • рассмотрение дела спора;
  • выдача решения.

Конкретный круг споров законодательно не указан. Комиссия не занимается индивидуальными спорами, подведомственными судебным органам. Также КТС не доступны вопросы, связанные с пенсионными отчислениями, пособиями. Однако работник может обратиться по остальным вопросам, например:

  • нарушение норм выработки;
  • оплата труда не соответствует установленной трудовым договором;
  • неправомерный отказ в отпуске и т.д.

Справочная информация: подать жалобу в КТС может и бывший работник, если обнаружит, что его права были нарушены. Решение таких вопрос подведомственно комиссии.

Состав комиссии

Ранее было сказано, что в состав комиссии входят представители как от работников, так и от работодателя. Внутри собрания комиссии избираются ее председатель, заместитель и секретарь.

Подача заявления

Заявление составляется в 2-х экземплярах (один работник оставляет себе). Что необходимо указать?

  • В шапке: ФИО работника, его должность, контактные данные.
  • В заявлении: изложить суть спора по существу (нарушения трудового договора, задержка заработной платы и т.п.).

К заявлению прилагаются копия трудового договора, трудовой книжки, а также документы и иные сведения, подтверждающие факт нарушения прав работника.

Обратите внимание на образец заявления:

Скачать документ бесплатно в Word [33.50 KB]

Срок ответа комиссии

Установленный трудовым законодательством срок – 10 дней.

Порядок работы

Рассмотрение спора производится в присутствии работника, который подал жалобу. Неявка работника откладывает рассмотрение спора. При вторичной неявке без уважительных причин, комиссия откажет в рассмотрении спора. Сам же работник по письменному заявлению может попросить провести заседание без него.

На заседании должны присутствовать хотя бы половина членов комиссии со стороны работника и столько же от работодателя. Если их количество будет меньше или неравным, разрешение спора не будет правомочным.

Во время рассмотрения вопроса работника могут быть вызваны свидетели и специалисты. Также комиссия может потребовать от сторон трудового договора документы, необходимые для рассмотрения. Срок предоставления таких документов назначается членами комиссии.

Протокол заседания и печать комиссии

Секретарь во время заседания ведет протокол. Он должен быть подписан председателем комиссии (его замом) и заверен специальной печатью, о которой будет сказано ниже.

В протоколе указываются:

  • данные о количестве членов комиссии с каждой стороны, в том числе представителей работника и (или) работодателя;
  • существо спора;
  • выступающие лица;
  • результаты обсуждения.

Протокол подписывается секретарем и председателем комиссии или его замом ставится специальная печать.

Образец протокола:

Скачать документ бесплатно в Word [38.00 KB]

Трудовым законодательством закреплена возможность использования специальной печати КТС. При ее отсутствии комиссия вправе использовать оттиск организации.

Если же выбрана специальная печать, то она должна иметь данные об организации и название КТС.

Принятие и исполнение решения

Решение об исходе дела принимается тайным анием членов комиссии, которые присутствуют на заседании. После того, как оно будет принято, составляется письменный акт, в котором указывается:

  • наименование организации (структурного подразделения);
  • данные о руководителе организации (структурного подразделения);
  • данные о подавшем жалобу работнике;
  • дата обращения в ктс;
  • дата рассмотрения дела;
  • данные о членах комиссии, которые присутствовали при рассмотрении спора;
  • данные о свидетелях и специалистах, приглашенных на заседание;
  • обоснованное решение комиссии;
  • результаты тайного ания.

Копии акта в течение 3-х дней передаются работнику и работодателю. Закон дает им десятидневный срок на то, чтобы обжаловать такое решение. После истечения указанного срока решение комиссии, если не было обжаловано, должно быть исполнено в течение 3-х дней.

Неисполнение решения является основанием для привлечения к делу судебных приставов, которые исполняют его принудительно в течение 3-х месяцев.

Комиссия, если работник в течение месяца подаст соответствующий запрос, выдает специальное удостоверение, по силе равное исполнительному листу.

Однако оно не будет выдано, если работник или работодатель решат продолжить разрешение спора в судебном порядке.

Жалоба в трудовую инспекцию Москвы

Трудовой кодекс предоставляет работникам возможность обжаловать решение КТС в судебном порядке. Однако прямого запрета обратиться для разрешения спора в другие инстанции законодательством не предусмотрено.

Трудовые инспекции занимаются вопросами нарушения нормальных условий труда. Как уже следует из названия органа, он не просто разрешает спор, но и проводит все необходимые действия для того, чтобы обнаружить не только указанное в жалобе нарушение, но и, возможно, ряд иных.

Такой орган существует в каждом регионе, в том числе – в Москве и области. Кроме работников, в инспекцию могут обратиться и иные лица, которым работодатель необоснованно отказал в приеме на работу.

Субъекты трудовых правоотношений, которые осуществляются в Москве, могут обратиться как лично, так и по почте, в том числе и электронной. Для этого в своем заявлении им нужно указать свои контактные данные и данные работодателя, адрес организации, а затем – суть жалобы по существу.

Обратите внимание, трудовая инспекция находится по адресу ул. Домодедовская, 24, корп.3.

Обжалование решения в суде

Как уже было сказано ранее, работник и работодатель вправе в десятидневный срок обжаловать решение комиссии в суде или же, минуя КТС, обратиться сразу с исковым заявлением.

Так, работник, согласно ст. 391 ТК РФ, вправе обратиться в суд по следующим вопросам:

  • восстановление на работе (не зависимо от причин прекращения им трудовых обязанностей);
  • об изменении причины увольнения;
  • о неправомерных действиях руководителя организации при обработке персональных данных и т.д.

Работодатель обращается в суд для возмещения работником ущерба, который он причинил ему.

Кроме того, суд рассматривает в обязательном порядке дела об отказе в приеме на работу, а также споры работников, осуществляющих трудовую деятельность у физических лиц (не ИП), и работающих в религиозных организациях. Кроме того, суд рассматривает иски лиц, которые подверглись дискриминации по любому установленному законами и нормативными актами признаку.

Обратите внимание! Истцы по трудовым спорам освобождаются от уплаты госпошлины и иных судебных издержек.

Подсудность трудовых споров

Она определяется гражданско-процессуальным законодательством и ППВС РФ № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ». Дела, связанные с трудовыми отношениями, рассматриваются мировым судьей (вопросы заработной платы) либо районным судом (о восстановлении на работе), в зависимости от предмета спора.

Так, истец А.

обратился в районный суд с иском о восстановлении его в должности помощника машиниста, а также взыскать с работодателя средний заработок во время вынужденного прогула в размере 71 тысячи рублей, компенсацию морального вреда в размере 3 тысяч рублей и сумму, потраченную на услуги представителя. Истец считал увольнение незаконным, так как являлся единственным кормильцем троих малолетних детей.

Требования истца суд удовлетворил.

Важно! Исключение из правил подсудности составляют дела, связанные с признанием незаконности забастовки работников. Они рассматриваются Верховным судом региона.

Сроки давности трудовых споров

Он аналогичен сроку, установленному для подачи жалобы в КТС, и составляет три месяца с момента, когда работник должен был узнать о нарушении его прав.

Исключение составляют следующие категории дел:

  • о незаконном увольнении – 1 месяц с данного момента;
  • о невыплате заработной платы – 1 год.

Для категории дел, по которым вправе подать иск в суд работодатель, также установлен срок исковой давности в 1 год.

Суд вправе принять ходатайство о восстановлении пропущенных сроков, но лишь в случае, если причины будут уважительным (непреодолимая сила, болезнь или уход за больными членами семьи и т.д.).

Существует несколько способов реализации права на нормальные условия труда. Выбор способа защиты своих прав работник осуществляет самостоятельно.

Он может обратиться в комиссию по трудовым спорам, что является наиболее удобным вариантом, в особенности, если она уже существует на предприятии, где работник осуществляет свою трудовую деятельность. Можно миновать эту стадию и обратиться сразу в трудовую инспекцию или суд.

Подача иска также необходима в случае более серьезных нарушений, таких как незаконное увольнение, дискриминация или невыплата заработной платы.

Источник: https://trud.guru/spor/komissiya-po-trudovym-sporam.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.