Сколько лет детскому

До какого возраста дети считаются детьми: мнения и реальность

Сколько лет детскому

Все люди с самого рождения развиваются. Мы растем, взрослеем и отлучаемся от своих родительских семей. Но рано или поздно, будучи еще маленькими, люди начинают говорить, что они “уже достаточно взрослые”.

Давайте попытаемся разобраться, до какого возрасти дети считаются детьми. По правде говоря, данная тема довольно трудна, так как она имеет множество нюансов и влияющих факторов.

Так что никто стопроцентно не сможет ответить точно, до какого возраста считается ребенок таковым.

С точки зрения биологической

Для начала стоит упомянуть о том, что мнений о поставленном нами вопросе очень много. Тем не менее их можно разбить на несколько категорий. Сначала мы посмотрим, до какого возраста человек считается ребенком с точки зрения биологии и процессов, происходящих в организме детском и уже созревшем.

Очень часто люди сталкиваются с классифицированием детей: новорожденный, грудничок, малыш, ребенок, школьник, подросток…

На чем же основаны оные описания? До какого возраста ребенок считается новорожденным, например? С точки зрения биологии, новорожденный малыш – маленький человек возрастом до 4 недель.

В это время он еще похож на то маленькое создание, что находилось в утробе матери. Новорожденный готовится стать грудничком, знакомиться с внешним миром и другими живыми существами.

А что касается уже более-менее взрослых деток? С точки зрения науки, ребенок считается таковым до тех пор, пока у него не начинается период полового созревания. Раньше это было примерно лет в 13-14.

После этого человек считается подростком. Но сейчас сие созревание, как правило, начинается в разы раньше – у девочек с 10, у мальчиков с 12 лет. Так что не стоит принимать школьника за совсем маленького ребенка.

Но бытуют в мире и другие мнения.

Юридическая сторона

До какого возраста лицо считается ребенком с юридической точки зрения? Как известно, любой человек имеет свои права и обязанности. Они очень часто зависят от возраста. Так, к примеру, малыши не могут совершать покупки, иметь право голоса в суде и нести ответственность за свои деяния. До какого возраста дети считаются детьми? Вопрос несколько спорный.

Дело в том, что у ребят могут спрашивать мнение на суде уже с 10 лет. Уголовная ответственность, как и административная, наступает по достижении возраста 14 лет. Тем не менее в это время за многие действия своего отпрыска ответ несут его родители.

Полностью взрослым ребенок считается уже в возрасте 18 лет. Но есть и некоторые исключения. Например, эмансипация.

Если подросток сам зарабатывает себе на жизнь, при этом его режим не мешает учебе, имеется возможность проживать отдельно от родителей (то есть вести вполне взрослую жизнь), то такое лицо может обратиться в соответствующие органы за признанием эмансипации.

После этого он станет полностью дееспособным. Как правило, одобрение получают с 16 лет. Также после вступления несовершеннолетним лицом в брак оно становится полноценным гражданином, который имеет полное право зваться взрослым.

Психологи тоже могут ответить, до какого возраста ребенок считается оным. Правда, не совсем однозначно. Тут имеют место многие факторы и окружающая атмосфера.

Так, например, психологи утверждают, что до 18 лет у человека только формируется нервная система и “устаканиваются” взгляды на жизнь. В этот период можно легко навредить детскому организму.

Тем не менее в то же время многие говорят, что человек считается ребенком до того момента, пока не начнет рассуждать и действовать, как взрослое, развитое и уравновешенное лицо.

Обычно такое поведение может начинать проявляться уже с 10 лет.

Восточные сказки

Честно говоря, у разных народов есть свои ответы на вопрос о том, до какого возраста дети считаются детьми. Нас заинтересовало мнение восточных стран мира, так как у них на этот счет довольно необычные предположения. Итак, давайте же посмотрим, что думают, скажем, в Японии.

Наверное, многие слышали о японской методике воспитания. Как раз она – это и есть основная определяющая толкования возраста среди японцев. Смысл заключается в том, что до 3 лет малышу можно делать все, после этого до 14 следуют одни запреты, а после – сладкая свобода.

Таким образом, следует предположить, что у этой восточной страны дети перестают считаться маленькими после того, как проживут на этом свете 14 лет.

Существует некая формулировка японской методики воспитания, которая докажет, что с данного возраста ребенок не считается оным: “До трех лет с ребенком мы обращаемся как с царем, с трех до четырнадцати – как с рабом, а после 14 лет – как с равным”.

Для самих себя

Интересно, до какого возраста человек считается ребенком? Подумайте, во сколько лет вы стали думать, что повзрослели? Наверное, относительно данных мыслей существует отдельное мнение. Какое же?

Доказано, что мы во все времена считаем себя взрослыми людьми. Точнее, как только наше развитие начинает помогать нам четко излагать свои мысли, выражать мнение, чем-то отличаться от других.

Можно сказать, стоит человеку хоть немного научиться делать что-то самостоятельно, как он сразу говорит, что взрослый. К сожалению, так уж устроено наше сознание.

Но есть и мнение, которое может нанести огромный вред абсолютно любому, а вот связано оно как раз с нашей темой.

Родители

Люди часто задают вопрос родителям: “До какого возраста дети считаются детьми?” И получают всегда один и тот же ответ: “Всегда”. Для наших “предков” мы остаемся малышами абсолютно всегда: и в пять лет, и в сорок пять.

Лишь единицы, коих можно пересчитать по пальцам, готовы признать, что их ребенок вырос, имеет собственное мнение и является самостоятельным. Именно непонимание данного вопроса имеет разрушительную силу, причем для детей.

Дело в том, что родители, считающие своего ребенка оным постоянно, вечно лезут в его жизнь. Ни для кого не секрет, что подобное поведение разрушает молодые семьи.

По статистике, около 40% браков распадаются именно из-за излишнего вмешательства наших предков. Запомните одно – как только человек научится здраво мыслить и содержать себя, он имеет полное право называться взрослым.

До какого возраста дети считаются детьми – вопрос неоднозначный, так что обращайте внимание на многие факторы.

Источник: https://FB.ru/article/165238/do-kakogo-vozrasta-deti-schitayutsya-detmi-mneniya-i-realnost

До какого возраста дети в России считаются несовершеннолетними

Сколько лет детскому

Понятие детства в бытовом смысле достаточно расплывчато и неопределенно. Но существует много ситуаций, когда требуется четко обозначить возрастные рамки.

Покупка льготных билетов, выплата пособий, ответственность несовершеннолетних перед законом, возможность совершать от своего имени сделки и вступать в брак – для всего этого существует конкретный возрастной ценз.

До какого возраста дети считаются детьми по закону, и в каких случаях возрастные нормы могут изменяться.

Общие положения

В то же время внутри этого возрастного периода также существует градация, связанная с постепенным увеличением прав и обязанностей ребенка. Кроме этого, постепенно уменьшаются льготы, которыми родители несовершеннолетнего могут пользоваться. Сюда относятся как привилегии, гарантированные законом:

  • детские пособия,
  • отпуск по уходу за ребенком,
  • право на налоговый вычет и пр.,
  • льготы, предоставляемые разными организациями. Например, крупные скидки или бесплатное посещение развлекательных мероприятий, предоставление услуг гостиницами, транспортными компаниями и т.п.

Права несовершеннолетних

Основные права, дающие людям возможность осуществлять какие-либо действия, закреплены в Гражданском кодексе РФ.

Часть прав ребенку принадлежит с рождения – право на жизнь и свободу, право воспитываться в семье и т.п.

Другие приобретаются по достижении определенного возраста. Сюда прежде всего относится возможность принимать решения о том, где и с кем проживать, право распоряжаться имуществом, заключать сделки и аналогичные вопросы.

С 6-14 лет

Пока ребенку не исполнилось 6 лет, он не может самостоятельно принимать решения относительно собственной судьбы.

Хотя в некоторых случаях его мнение будут спрашивать, например, если решается вопрос об определении его дальнейшего места проживания при усыновлении или разводе родителей, решающим оно не будет.

После того, как малышу исполнилось 6 лет, у него появляются первые законодательно закрепленные права. Согласно ст.28 ГК РФ, он уже может:

  • совершать мелкие бытовые сделки, например, делать покупки или меняться недорогими вещами с друзьями;
  • совершать безвозмездные сделки, например, преподносить недорогие подарки и принимать их;
  • распоряжаться деньгами, которые родители или опекуны выдали на карманные расходы.

При этом имущественную ответственность за совершенные сделки несут законные представители ребенка. Они же отвечают за вред, который будет нанесен по вине ребенка.

После того, как ребенку исполнится 10 лет, его согласие является обязательным при назначении ему законных представителей (опекунов или попечителей), определении места жительства после развода родителей, а также на смену ФИО.

С 14-18 лет

Когда ребенку исполняется 14 лет, он перестает считаться малолетним. В этом же возрасте он получает паспорт, что существенно расширяет его правовые возможности. 14-летние подростки могут:

  • устраиваться на работу (при этом работодатель обязан создать для них условия в соответствии с трудовым законодательством);
  • открывать счета и вклады в банках;
  • самостоятельно распоряжаться своими доходами;
  • совершать сделки от своего имени, но если речь идет про крупную сумму или дорогостоящее имущество потребуется согласие законных представителей или органов опеки;
  • представлять свои интересы в суде в присутствии педагогов или родителей (опекунов).

В этом возрасте дети несут ответственность за совершенные сделки, а также должны самостоятельно возмещать причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ).

Родители возмещают ущерб только если у несовершеннолетнего нет доходов или имущества, за счет которого они могут выплатить компенсацию. Однако отвечать они будут только в случае, если будет доказана их вина в причинении вреда.

Например, из-за отсутствия должного воспитания ребенка и поощрения его нежелательных действий.

После 14 лет ребенок может самостоятельно выбирать место проживания. Однако если он по каким-то причинам хочет жить отдельно от родителей, те должны дать на это письменное согласие. При этом рядом с ним должен находиться другой взрослый. Например, бабушка или дедушка, совершеннолетние братья и сестры и т.п. После 16 лет он с согласия родителей может жить один в общежитии учебного заведения.

Досрочное признание дееспособным

В некоторых случаях ребенок может быть признан полностью дееспособным до достижения 18 лет. Для этого он должен:

  1. Вступить в брак. Минимальная граница для бракосочетания – 16 лет, при этом причина должна быть уважительной. В законе нет точной расшифровки этого положения, но на практике часто основанием для бракосочетания лиц моложе 18 лет становится беременность.
  2. Пройти процедуру эмансипации. Если ребенок работает по трудовому договору или стал индивидуальным предпринимателем, то есть фактически обеспечивает себя сам, он может обратиться в орган опеки с просьбой признать его полностью дееспособным. Но это возможно только при согласии законных представителей – родителей или опекунов. Если они своего согласия на эмансипацию не дают, признать несовершеннолетнего дееспособным может только суд.

После того, как человек стал полностью дееспособным, он приобретает все права гражданина РФ: может занимать государственные должности, участвовать в выборах, без ограничений распоряжаться своим имуществом и т.д.

Ответственность несовершеннолетних

Помимо прав все граждане РФ обладают обязанностями и несут ответственность за уклонение от них. Это касается и детей. Но список их обязанностей значительно меньше, чем у взрослых, да и ответственность они несут не всегда.

За малолетних детей ответственность несут их родители. Связано это с тем, что ребенок еще не может в достаточной степени контролировать свои поступки и осознавать их последствия. И нарушение норм поведения трактуется как неправильное воспитание и недостаточный надзор за ребенком со стороны родителей.

Начиная с 14 лет, ребенок начинает нести ответственность за свое ненадлежащее поведение по закону. При этом возраст наступления ответственности отличается в зависимости от вида правонарушения:

Гражданско-правовая ответственность Частичная гражданско-правовая ответственность наступает с 14 лет. Например, за совершенные лично сделки или за причиненный ребенком вред. Но полностью отвечать по делам гражданско-правового характера человек начинает только после совершеннолетия
Уголовная ответственность Уголовная ответственность в большинстве случаев наступает с 16 лет. Однако для некоторых преступлений возрастная планка снижена. К ним относятся убийство, изнасилование, похищение, умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью и некоторые другие (ст. 20 УК РФ). Но даже в этом случае к несовершеннолетним применяются особые нормы закона: в случае признания их виновными они попадают в специальные воспитательные колонии, и только по достижении 18 лет, если срок наказания к тому времени не закончится, их переводят в колонии для взрослых
Административная ответственность Административная ответственность наступает в 16 лет (ст. 2.3 КоАП). При этом закон позволяет освободить лицо младше 18 лет от административной ответственности и заменить наказание альтернативными методами воздействия. Решение об этом принимает Комиссия по делам несовершеннолетних с учетом обстоятельств конкретного дела
Дисциплинарная ответственность Дисциплинарная ответственность наступает с момента, когда ребенок официально устроился на работу. Поэтому теоретически санкции за нарушение трудовой дисциплины можно применять с 14 лет. При этом уволить несовершеннолетнего сотрудника по своей инициативе работодатель может только с согласия органов опеки (ст. 269 ТК РФ). Исключение – если предприятие полностью прекратило деятельность

Таким образом, можно сказать, что с точки зрения соблюдения норм права детство в большинстве случаев заканчивается в 16 лет. Именно в этом возрасте несовершеннолетний может привлекаться к ответственности, в том числе уголовной, за нарушение законодательства.

Источник: https://lawinfo24.ru/family/opeka/do-kakogo-vozrasta-deti-schitayutsya-detmi

Несовершеннолетние дети: возраст до которого человек считается ребенком

Сколько лет детскому

Многие граждане нашей страны интересуются вопросом о том, с какого возраста несовершеннолетний ребенок может быть привлечен к ответственности за совершение злодеяния.

Так вот, согласно действующему УК, маленький гражданин будет отвечать за содеянное только в том случае, если к моменту осуществления преступления ему уже исполнилось четырнадцать лет (при совершении определенных деяний, указанных в статье 20 УК).
По общему правилу, к уголовной ответственности привлекают несовершеннолетних, которые достигли 16 лет.

Но в том случае, если последние отстают в психическом развитии от своих сверстников и в момент совершения противоправных деяний не могли полностью осознавать противоправность содеянного, по закону они не должны нести наказание.

Различия дееспособности и совершеннолетия

Лица, которые еще не достигли указанного возраста называются несовершеннолетними или малолетними.

Под определение малолетних попадают граждане, возраст которых не достиг еще четырнадцатилетнего возраста.

За него, как правило, несут ответственность родители или официальные опекуны.

Граждане в данном возрасте получают право самостоятельно жениться или выходить замуж, участвовать на выборах, составлять обращение в суд и нести полную уголовную ответственность.

На протяжении долгого промежутка времени уголовная ответственность в России наступала при достижении несовершеннолетними шестнадцатилетнего возраста.

Однако в прошлом году были приняты поправки к закону, впоследствии чего четырнадцатилетние несовершеннолетние также стали нести уголовную ответственность.

Несовершеннолетний ребенок, не достигший четырнадцатилетия, должен проживать вместе с родителями, опекунами, усыновителями либо, при отсутствии законных представителей, в специальном детском учреждении по направлению органа опеки.

Когда ребенку исполняется 14 лет, он может выбирать место жительства сам, но только по разрешению родителей.

Однако Семейный кодекс не предусматривает такой возможности, а Гражданский кодекс позволяет раздельное проживание ребенка и родителей только после шестнадцатилетия.

При разводе

В мировой практике есть случаи оформления совместной опеки над несовершеннолетним, когда он поочередно живет то у одного, то у другого родителя. Однако в России такой вариант практически не встречается.

Если договориться не удалось, то один из родителей должен обратиться с исковым заявлением суд. Изучив все обстоятельства дела, суд пример решение относительно места проживания несовершеннолетнего при разводе.

При этом суд принимает во внимание следующие обстоятельства:

  • духовно-нравственные, личностные качества матери и отца;
  • график работы родителей;
  • уровень достатка;
  • семейное положение;
  • отношения между родителями и ребенком, степень привязанности ребенка к матери или отцу;
  • наличие братьев и сестер;
  • состояние здоровья матери и отца;
  • удаленность места жительства от образовательного учреждения;
  • мнение самого ребенка, если ему исполнилось десять лет.

Суд назначит для совместного проживания с ребенком того родителя, который с точки зрения закона сможет обеспечить несовершеннолетнему более благоприятные условия для жизни, воспитания и развития.

По соглашению

Чтобы документ получил официальный, признаваемый законом статус, соглашение должно быть подписано обоими родителями и заверено нотариально. Обязательно сделать три экземпляра бумаги – по одному для каждого родителя и в архив.

Источник: https://BonFur38.ru/baza-znanij/so-skolkih-let-rebenok.html

Дети младшего возраста это сколько лет

Сколько лет детскому

В различные периоды детского возраста развитие ребенка имеет количественные и качественные анатомо-физиологические особенности, отличающие его от взрослого человека.

Детство (в медицинском понимании) — это период развития ребенка от рождения до 18 лет, в ходе которого идет становление основных функций органов и систем.

Условно в педиатрии принято различать шесть периодов детского возраста:

1. Новорожденность (с рождения до 28 дней).

2. Грудной (с 28 дней до 1 года).

3. Младенческий, ранний детский, ясельный, преддошкольный (от 1 года до 3 лет).

4. Дошкольный (от 3 до 6-7 лет).

5. Младший школьный (от 7 до 11 лет).

6. Старший школьный (от 12 до 17-18 лет).

В раннем неонатальном периоде возникает целый ряд явлений, называемых кризами новорожденного, которые существенно влияют на состояние и даже выживаемость ребенка. Это, в первую очередь, гормональный криз из-за нарушений взаимоотношений между эндокринным аппаратом матери и ребенка после родового стресса. Он проявляется катаром кожи, желтухой, мочекислым инфарктом, потерей массы тела и др.

По мере роста ребенка происходит совершенствование центральной нервной системы, критерием оценки которой является становление статических и моторных функций, а также развитие второй сигнальной системы.

Прорезывание зубов обычно происходит после 6 месяцев, а к году жевательный аппарат ребенка готов к смене характера питании (введение в рацион каш, овощей, мяса).

К году ребенок обычно знает около 10 слов и хорошо владеет сенсорной речью, статомоторными функциями. К трем годам большинство детей значительно пополняют свой словарный запас, овладевают фразовой речью, в которой появляются личные местоимения. Совершенствуется координация моторной деятельности, ребенок начинает рисовать, различать цвета.

Все анатомо-физиологические параметры органов и систем ребенка приближаются в своем формировании к взрослому человеку в следующем возрастном периоде — младшем школьном. Ребенок начинает осваивать школьную программу, учиться взаимоотношению со сверстниками и взрослыми людьми. К концу этого периода (к 11 годам) завершается смена молочных зубов на постоянные.

Старший школьный, или подростковый (от 11-12 до 18 лет), возраст характеризуется прежде всего половым созреванием. Происходит окончательное формирование основных систем, в том числе ЦНС и эндокринной.

Физическое и нервно-психическое развитие ребенка во многом определяется окружением (родителями, родственниками, друзьями, школьным коллективом, педагогами).

http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/biologiya/periody-detskogo-vozrasta.html

Периоды детского возраста

В различные периоды детского возраста развитие ребенка имеет количественные и качественные анатомо-физиологические особенности, отличающие его от взрослого человека.

Детство (в медицинском понимании) — это период развития ребенка от рождения до 18 лет, в ходе которого идет становление основных функций органов и систем.

Условно в педиатрии принято различать шесть периодов детского возраста:

1. Новорожденность (с рождения до 28 дней).

2. Грудной (с 28 дней до 1 года).

3. Младенческий, ранний детский, ясельный, преддошкольный (от 1 года до 3 лет).

4. Дошкольный (от 3 до 6-7 лет).

5. Младший школьный (от 7 до 11 лет).

6. Старший школьный (от 12 до 17-18 лет).

В раннем неонатальном периоде возникает целый ряд явлений, называемых кризами новорожденного, которые существенно влияют на состояние и даже выживаемость ребенка. Это, в первую очередь, гормональный криз из-за нарушений взаимоотношений между эндокринным аппаратом матери и ребенка после родового стресса. Он проявляется катаром кожи, желтухой, мочекислым инфарктом, потерей массы тела и др.

По мере роста ребенка происходит совершенствование центральной нервной системы, критерием оценки которой является становление статических и моторных функций, а также развитие второй сигнальной системы.

Прорезывание зубов обычно происходит после 6 месяцев, а к году жевательный аппарат ребенка готов к смене характера питании (введение в рацион каш, овощей, мяса).

К году ребенок обычно знает около 10 слов и хорошо владеет сенсорной речью, статомоторными функциями. К трем годам большинство детей значительно пополняют свой словарный запас, овладевают фразовой речью, в которой появляются личные местоимения. Совершенствуется координация моторной деятельности, ребенок начинает рисовать, различать цвета.

Все анатомо-физиологические параметры органов и систем ребенка приближаются в своем формировании к взрослому человеку в следующем возрастном периоде — младшем школьном. Ребенок начинает осваивать школьную программу, учиться взаимоотношению со сверстниками и взрослыми людьми. К концу этого периода (к 11 годам) завершается смена молочных зубов на постоянные.

Старший школьный, или подростковый (от 11-12 до 18 лет), возраст характеризуется прежде всего половым созреванием. Происходит окончательное формирование основных систем, в том числе ЦНС и эндокринной.

Физическое и нервно-психическое развитие ребенка во многом определяется окружением (родителями, родственниками, друзьями, школьным коллективом, педагогами).

http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/biologiya/periody-detskogo-vozrasta.html

/ 5.Периоды детского возраста

5. ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Весь этап созревания человека разделяют на несколько возрастных периодов.

Такая закономерность легла в основу возрастной периодизации – объединения детей по возрасту при организации научно обоснованных процессов питания, воспитания и учебы, режима умственной и физической нагрузки.

Первая периодизация роста и развития человека была предложена российским педиатром Н.П. Гундобиным (1906).

Современная физиология, рассматривая период созревания организма ребенка от момента оплодотворения яйцеклетки, подразделяет его на 2 этапа.

Внутриутробный этап включает: 1) фазу эмбрионального развития (0-2 месяца); 2) фазу фетального развития (3—9 месяцев).

Внеутробный этап включает:

Возрастная периодизация – условное обозначение возраста, учитывающее меняющиеся в процессе развития свойства организма детей. Разработана для научного обоснования системы охраны здоровья и развития физических и психических возможностей детей, приемов воспитания и обучения.

В этих процессах необходимо учитывать и особенности развития отдельно взятого индивидуума, обладающего определенными различиями генетического кода и сложной мозаикой условий человеческой жизни. Вот почему календарный (паспортный) возраст детей не всегда соответствует их биологической зрелости. Разница между календарным и биологическим возрастом при патологии может достигать 5 лет (Г.Н.

Сердюковская, 1989). Причинами отставания – ретардации (от лат. retardatio замедление) индивидуального развития может быть недоношенность ребенка, родовые травмы, интоксикации, рахит, а также влияние неблагоприятных социальных условий (пьянство родителей, безнадзорность детей и т.п.). Дети, опережающие биологический возраст, встречаются реже.

Среди них больше девочек. Характерными для таких детей являются избыточная масса тела, хронические тонзиллиты, вегетососудистые дистонии.

В 1935 г. Е.Кох предложил термин акселерация (от лат. acseleratio – ускорение) для обозначения изменений в росте и развитии детей XX в. по сравнению с темпами этих процессов в XIX в.

Явление ускорения объясняется влиянием широкого комплекса факторов на биологию современного человека (ионизирующее и радиоактивное излучения; гетерозис, связанный с миграцией современного населения: урбанизация, химизация и т.д.) и не всегда положительно сказывается на организме детей. Современные специалисты считают, что темпы акселерации в последние годы заметно снизились.

В дошкольных учреждениях группы комплектуются с учетом возраста детей (табл. 1.1).

На современном этапе в связи с продолжительным декретным отпуском женщин (от 2 месяцев до 3 лет), количество ясельных групп в обычных ДДУ значительно уменьшилось, но они есть в домах ребенка.

* Состав и площади помещений ДДУ. Пособие к строительным нормам РБ; 3.02.01-96 к

Источник: http://lechimverno.ru/sovety-vrachej/deti-mladshego-vozrasta-jeto-skolko-let.html

Возрастные особенности развития детей. Ознакомление молодых педагогов с возрастной периодизацией ребёнка

Сколько лет детскому

Эльвира Александровна Петрова
Возрастные особенности развития детей. Ознакомление молодых педагогов с возрастной периодизацией ребёнка

В соответствии с периодизацией:

Младенческий возраст (0 – 1 года);

Ранний детский возраст (1 – 3 года);

Дошкольный возраст (3 – 7 лет).

Возрастные особенности детей раннего возраста.

От 1 года до 3-х лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и формировании личности ребенка. Характерной особенностью этого периода жизни человека является быстрый темп физического и психического развития.

Еще одной отличительной особенности развития ребенка в раннем возрасте является тесная взаимосвязь и взаимовлияние физического и психического развития.

Недостатки в развитии движений, например, сказываются на уровне умственного развития малыша, общее ослабление организма (из-за плохого питания, отсутствия закаливания и др.

) приводит к снижению умственной активности, невнимание к развитию мелкой моторики пальцев рук влечет за собой замедление в развитии речи.

Важнейшим психическим новообразованием раннего возраста является возникновение речи и наглядно-действенного мышления, которое развивается оно на основе действий с предметами.

В этот период происходит формирование активной речи ребенка и понимание речи взрослого в процессе совместной деятельности. С развитием слушания и понимания сообщений, происходит использование речи как средства познания действительности, как способ регуляции поведения со стороны взрослого.

Внимание, восприятие и память детей раннего возраста носят непроизвольный характер. Развитие восприятия происходит на основе внешне-ориентированного действия (по форме, величине, цвету, при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Узнать и запомнить ребенок может только то, что ему понравилось или заинтересовало.

Важнейшим механизмом развития ребенка в этом возрастном периоде является подражание. В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт.

Постепенно общение малыша со взрослыми становится все более социальным, в том смысле что у ребенка появляются не только биологические, витальные потребности, но и социальные в общении, в овладении человеческими способами познания и действия.

Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, но она тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности – игры. Игровая деятельность носит предметно-манипулятивный характер.

Основной способ познания ребенком окружающего мира в данном возрасте – это метод проб и ошибок.

Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.

К трем годам появляется первичная самооценка, осознание не только собственного «Я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой», сознание этого и появление личностных действий подвигает ребенка на новый уровень развития.

Начинается кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. По выражению Д. Б. Эльконина, кризис выделения своего «Я». Л. С.

Выготский описал 7 характеристик кризиса 3-х лет: негативизм, упрямство, строптивость, протест-бунт, деспотизм, ревность, своеволие.

Формирование личности ребенка во время кризиса 3-х лет происходит во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Кризис 3-х лет напоминает маленькую революцию.

Реакции на «Я сам»бывают двух видов: первая – когда взрослый поощряет самостоятельность ребенка и как следствие происходит сглаживание трудностей во взаимоотношениях. Во втором случае если взрослый, несмотря на качественные изменения в личности ребенка продолжает сохранять прежний тип взаимоотношений, то происходит обострение отношений, проявление негативизма.

Следующий период – дошкольное детство. Дошкольное детство – большой период в жизни ребенка: он продолжается с 3 до 7 лет.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этом возрасте по отношению к окружающим у ребенка формируется собственная позиция.

Активность и неутомимость малышей проявляется в постоянной готовности к деятельности.

Особенности развития детей 3-4-х лет.

В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования.

На основе наглядно-действенного мышления к 4 – м годам у детей формируется наглядно-образное мышление. Постепенно происходит отрыв действий ребенка от конкретного предмета.

Речь становится связной, словарный запас обогащен прилагательными. Преобладает воссоздающее воображение.

Память носят непроизвольный характер, и характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается то, что интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, все, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен долго удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одного вида деятельности на другой.

Способ познания – экспериментирование, конструирование.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.

Особенности развития детей 4-5 лет

Психическое развитие детей характеризуется использованием речи, как средства общения и стимуляции, расширением кругозора ребенка, открытием им новых граней окружающего мира.

Ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главный вопрос ребенка данного возраста «Почему? Активно развивается потребность в новых знаниях. Мышление – наглядно-образное.

Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. В этот возрастной период заканчивается формирование активной речи детей.

Внимание и память продолжают носить непроизвольный характер. Сохраняется зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса.

Активно развивается фантазирование.

Способом познания окружающего мира являются рассказы взрослого, экспериментирование.

Игровая деятельность носит коллективный характер. Сверстники становится интересными как партнеры по сюжетной игре, складываются предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более устойчивыми.

Особенности развития детей 5-6 лет

В 5-6- летнем возрасте интерес ребенка направлен на сферу взаимоотношений между людьми.

Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.

К этому периоду у ребенка накапливается довольно таки большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополнятся.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы ребенка-дошкольника.

Начинается формироваться образно-схематическое мышление, планирующая функция речи, происходит развитие целенаправленного запоминания.

Основной способ познания – общение со сверстниками, самостоятельная деятельность и экспериментирование.

Происходит дальнейшее углубление интереса к партнеру по игре, усложняется замысел в игровой деятельности.

Происходит развитие волевых качеств, которые позволяют ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

К концу дошкольного возраста ребенок знает, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также может оценить не только чужое, но и свое поведение.

Формируется крайне важный механизм соподчинения мотивов. Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды. Более слабый – наказание, еще более слабый – собственное обещание.

Еще одна важная линия развития личности – становление самосознания. У ребенка к 7-ми годам появляется самоконтроль и произвольное поведение, самооценка становится более адекватной.

На основе наглядно-образного мышления у детей формируются элементы логического мышления.

Происходит развитие внутренней речи.

Способ познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками. Сверстник воспринимается как собеседник, партнер по деятельности.

К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек.

Достижением дошкольного возраста является развитиеразных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность.

Главной, ведущей деятельностью является игра. По сравнению с тем, как играл ребенок в раннем возрасте, можно отметить, что игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Теперь она гораздо длительнее.

Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей и т. п.

Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.

Дошкольник способен к трудовому усилию, которое может проявляться в самообслуживании (сам одевается, сам ест, в уходе (под руководством взрослого) за растениями и животными, в выполнении поручений. Появляется и интерес к умственному труду. Постепенно фор-мируется готовность к обучению в школе.

Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы: ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека.

Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты; проявляют друг к другу доброжелательность. Возникает дружба.

С течением времени ребенок становится все более само-стоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели.

Возникает новая форма общения, которую психологи называют внеситуативно-личностной. Ребенок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений.

Давая общую характеристику ребенку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям.

Можно выделить развитие физическое; умственное; эстетическое; нравственное; развитие эмоций, воли, интеллекта; развитие деятельности как формы жизненной активности. В каждом из названных направлений наблюдается динамика в становлении ребенка как существа социального.

Самый главный результат дошкольного периода – это готовность детей к обучению в школе.

На основе обобщения теоретических подходов в решении проблем готовности к школе можно выделить ряд признаков:

– Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).

– Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.

Способность к выполнению основных мыслительных операций.

– Достижение определенного уровня психической и физической выносливости.

Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.

-Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства, т. е. с 3 до 7 лет и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/vozrastnye-osobenosti-razvitija-detei-oznakomlenie-molodyh-pedagogov-s-vozrastnoi-periodizaciei-rebyonka.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.